8 (800)333-17-88(Бесплатный звонок)
8 (495)660-35-11(по Москве)


Корпоративное право для вашего бизнеса

 

Регистрация ассоциации

Публикация: 04.06.2024 Обновление: 04.06.2024 Просмотров: 47

Законодательство РФ предоставляет возможность юридическим и физическим лицам учреждать некоммерческие организации (НКО). Они необходимы для концентрации усилий, решения общих задач. Граждане и организации вправе зарегистрировать ассоциацию или союз. По статистическим данным, в стране более 17 тысяч таких формирований.

Понятие ассоциации

Ассоциация или союз — это добровольные объединения юридических и физических лиц, созданные для защиты общих интересов, достижения уставных целей. Особенность организационно-правовых форм состоит в равенстве всех участников вне зависимости от их вклада в деятельность. Учредители не получают доли в уставном капитале, лишены привилегий. Ключевые характеристики:

  1. Членство основано на принципах добровольности или в отдельных случаях обязательности согласно закону.

  2. НКО призваны объединять усилия и ресурсы участников для решения общественно-значимых задач.

  3. Коммерческие организации часто создают отраслевые союзы для координации, развития сферы, лоббирования интересов.

В отличие от коммерческих компаний, деятельностью союза нельзя управлять единолично. Федеральный закон № 7 «Об НКО» не дает руководителю рычагов прямого управления. Принцип равноправия — основа свободной работы без диктата.

Права и обязанности участников

В ассоциации или союзе могут состоять как граждане, так и организации. Законом число участников не ограничено. Все члены обладают равными правами и обязанностями, в том числе:

  1. Право избирать и быть избранным в органы управления.

  2. Обязанность участвовать в работе высшего органа — общего собрания.

  3. Обязанность содействовать деятельности вкладом в работу, имущество.

Если участник уклоняется от выполнения обязанностей, его могут исключить для обеспечения уставной деятельности. Не важно, кто это — учредитель или рядовой член объединения.

Создание ассоциации

Регистрация объединения — трудоемкий процесс. Учредителями могут выступать минимум 2 лица — граждане или организации. Возможные варианты:

  1. Два и более гражданина.

  2. Две и более организации.

  3. Смешанный состав учредителей.

Закон никак не ограничивает количество учредителей.

Структура управления

При создании необходимо определить структуру, включающую:

  1. Высший орган управления — общее собрание членов. Оно определяет приоритеты деятельности, вносит изменения в устав, формирует органы управления.

  2. Исполнительные органы для реализации решений и текущего руководства. Это коллегиальный орган и единоличный исполнительный орган.

  3. Ревизор для контроля финансово-хозяйственной деятельности.

Все органы избираются из членов ассоциации. Такая система обеспечивает подотчетность членам и эффективное управление.

Пакет документов для регистрации в Минюсте

В Министерство юстиции надо представить такие бумаги:

  1. Заявление о регистрации по форме Р11001. Подписывает один из учредителей по доверенности.

  2. Решение о создании с информацией об учреждении, утверждении устава и формировании органов.

  3. Устав в 2 экземплярах.

  4. Квитанция об уплате госпошлины.

  5. Копии документов учредителей.

  6. Правоустанавливающие документы на юридический адрес. 

Все бумаги, кроме паспортов, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью. Регистрация ассоциации не пройдет, если составить документы неправильно или ошибиться с формированием пакета. Чиновник в окне приема министерства просто направит заявителя для продолжения бумажной волокиты.

Процедура регистрации

В Москве пакет документов приносят в главное управление. Для регионов предусмотрена подача в территориальные государственные органы Министерства юстиции. Порядок учреждения ассоциации включает такие этапы:

  1. Подготовку и нотариальное удостоверение документов.

  2. Уплату госпошлины.

  3. Представление документов в Минюст.

  4. Экспертизу в течение 14 рабочих дней и принятие решения о регистрации или отказе.

  5. Внесение в ЕГРЮЛ в течение 5 рабочих дней.

Общий срок около 1,5 месяца. Он может увеличиться при необходимости доработки документов, поэтому важно все оформить правильно с первого раза.