Содержание
С 1 августа 2025 года российское корпоративное право пережило одно из самых знаковых изменений за последнее десятилетие. Был отменен почти 30-летний запрет на создание компаний по принципу «матрешки». Это когда одно хозяйственное общество, полностью принадлежащее единственному участнику, владеет 100 % долей в дочерней компании. Это не просто техническая поправка, а фундаментальный сдвиг в философии государственного регулирования.
Законодатель предоставил бизнесу мощный и давно ожидаемый инструмент для гибкого структурирования холдингов, управления активами, оптимизации финансовых потоков, снижения рисков. Эта мера призвана повысить инвестиционную привлекательность, адаптивность российских компаний, особенно в условиях санкций, когда нестандартные корпоративные решения становятся необходимостью.
Эта либерализация не становится абсолютной. Вместе со свободой вводится новое, точечное ограничение — запрет на совмещение должности единоличного исполнительного органа (например, генерального директора) в материнской и дочерней компании.
Этот баланс между разрешением и контролем сигнализирует о смене регуляторной парадигмы. Законодатель отказывается от устаревших формальных запретов, которые были характерны для переходной экономики 90-х годов и легко обходились на практике. Вместо этого фокус смещается на существо корпоративного управления. Регулятора теперь интересует не столько формальная структура владения, сколько реальное распределение управленческих функций, предотвращение злоупотреблений через концентрацию операционного контроля в одних руках.
Запрет на создание «матрешечных» структур был реликтом эпохи первоначального накопления капитала. Впервые он появился в 1995 году с принятием Федерального закона «Об акционерных обществах», затем был продублирован в 1998 году в законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» и, наконец, в 2014 году был закреплен на высшем уровне — в Гражданском кодексе РФ.
Основная цель этой нормы была превентивной — не допустить создания непрозрачных и запутанных цепочек владения, которые в условиях слабого правового поля могли использоваться для уклонения от ответственности перед кредиторами, работниками и государством. Когда институты банкротства и привлечения к ответственности контролирующих лиц только формировались, этот прямой запрет казался простым, хотя и довольно грубым, способом борьбы с потенциальными злоупотреблениями.
Со временем стало очевидно, что механизм неэффективен, создает больше проблем, чем решает. Запрет легко обходился путем введения в капитал «внучатой» компании номинального, или «технического», участника. Достаточно было передать аффилированному лицу или самому конечному бенефициару долю в 0,01 %, чтобы формально требование закона было соблюдено. Это превращало норму в юридический анахронизм, который лишь создавал для бизнеса лишние издержки, риски.
Еще существование запрета порождало правовую неопределенность. На практике компании сталкивались с отказами налоговых органов в государственной регистрации, что приводило к судебным спорам с противоречивыми исходами. Компании с такой формально-некорректной структурой не допускали к участию в торгах по приватизации государственного, муниципального имущества.
Старый режим был откровенно дискриминационным. На протяжении многих лет законодательство постепенно вводило многочисленные исключения для государственных корпораций («Ростех», «Роскосмос») и компаний с государственным участием. Это создавало неравные условия, при которых частный бизнес, остро нуждавшийся в гибких инструментах структурирования для защиты от санкций и повышения эффективности, был лишен этой возможности, в то время как госсектор ею активно пользовался.
Ключевая причина, по которой запрет стал неактуальным, — это эволюция других, более мощных правовых доктрин. За последние два десятилетия российское право обогатилось эффективными инструментами для установления реального контроля, ответственности.
Появились и были отточены судебной практикой концепция «фактически контролирующего лица» и его ответственности (ст. 53.1 ГК РФ), жесткие нормы о субсидиарной ответственности в рамках дел о банкротстве (ст. 61.11 ФЗ «О несостоятельности»), требования о раскрытии бенефициарных владельцев (ФЗ−115) и детализированные правила о сделках с заинтересованностью. Эти механизмы позволяют судам «прокалывать корпоративную вуаль» и привлекать к ответственности конечного бенефициара вне зависимости от длины, сложности цепочки владения. Формальный запрет на саму структуру потерял свой первоначальный смысл, что и стало главным аргументом делового сообщества, в частности РСПП, в пользу его отмены. Именно Российский союз промышленников и предпринимателей стал инициатором внесения поправок.
Точкой невозврата стали Федеральные законы № 201-ФЗ от 07.07.2025 и № 178-ФЗ от 24.06.2025 года. Законы вступили в силу с 1 августа 2025 года. Они внесли точечные, но кардинальные изменения в ключевые корпоративные законы.Суть изменений сводится к следующему:
Наиболее интригующим нововведением стало ограничение на совмещение должностей. В первоначальной информации о законопроекте сообщалось, что «руководитель общества-учредителя не должен одновременно занимать такую же должность в дочерней компании». Цель этого ограничения очевидна: предотвратить полное слияние операционного управления и создать минимальную корпоративную дистанцию. Это барьер против использования «дочки» как простого «кармана» или операционного департамента материнской компании, управляемого одним и тем же лицом.
Законодатель требует назначения отдельного, формально независимого директора, который по закону несет фидуциарные обязанности (обязанность действовать добросовестно и разумно) именно перед своей, дочерней, компанией. Это создает новую реальность для холдингов: необходимость нанимать и контролировать отдельных директоров для каждой компании в цепочке, что увеличивает административные расходы. Это может усложнить прямое, мгновенное исполнение решений головной компании.
Назначение отдельного директора, который несет персональную юридическую ответственность за деятельность дочерней компании, создает реальный, а не фиктивный, уровень корпоративного управления. Это предохранитель от самых грубых схем по выводу активов, когда одно и то же лицо могло, не встречая внутреннего сопротивления, подписывать документы от имени обеих компаний. Фокус внимания сместился с вопроса «законна ли схема владения?» на вопрос «реально ли управление в дочерней компании?».
Для бизнеса, желающего воспользоваться новыми возможностями, алгоритм действий достаточно прост. Создание новой «матрешки» с нуля:
Для наглядности, ключевые изменения можно представить в виде сравнительной таблицы.
Критерий |
Регулирование до 01.08.2025 |
Регулирование после 01.08.2025 |
Легальность структуры |
Прямой запрет (абз. 2 п. 2 ст. 66 ГК РФ) |
Прямо разрешено (ФЗ № 178-ФЗ от 24.06.2025) |
Основной риск |
Отказ в гос. регистрации, оспаривание сделок, недопуск к торгам |
Привлечение к субсидиарной ответственности при злоупотреблениях |
Типичный обходной путь |
Включение «технического» участника с долей 0,1 % |
Больше не нужен |
Управление |
Нет специальных ограничений (директор мог быть один и тот же) |
Запрет на совмещение должности директора в материнской и дочерней компании |
Государство поменяло один вид контроля на другой. Вместо неработающего запрета на структуру вводится работающий запрет на определенную модель управления. Этот новый подход можно охарактеризовать как тест на «содержание над формой». Если раньше можно было иметь де-факто «матрешку» (с номинальным участником) и одного генерального директора на всю вертикаль, что сводило независимость «дочки» к нулю, то теперь это невозможно.
Отмена запрета открывает перед российским бизнесом широкие возможности, но также несет в себе новые вызовы, риски.
Позитивные эффекты:
Негативные эффекты и новые вызовы:
Отмена запрета на фирмы-матрешки наконец-то состоялась. Снятие налогов и субсидиарной ответственности — нет. Давно не редкость, когда в качестве единственного участника другое общество с ограниченной ответственностью. Только раньше приходилось добавлять в состав «номинального» владельца доли или акционера. Это в прошлом.
Отмена запрета — это не конец истории, а начало нового этапа в развитии корпоративного права и правоприменительной практики. В ближайшие годы фокус сместится на следующие аспекты:
Одно небольшое изменение в корпоративном законодательстве способно дать толчок развитию целых смежных отраслей профессиональных и финансовых услуг. Чтобы не допустить ошибок в игре по новым правилам понадобится консультация корпоративного юриста. Без него есть риск попасть в капкан при реализации «матрешечных» схем.